Вагонка деревянная: разновидности и классы продукции

Вагонка, виды и классификация

Вагонкой называются тонкие обшивочные панели с соединением в “шип-паз”. Изделия используются для наружной и внутренней отделки жилых и офисных зданий, технических, мансардных и подсобных помещений, саун, бань, балконов, лоджий, беседок и террас.

Виды материала

Традиционно ламели изготавливается из натурального дерева, поэтому этот вид будем рассматривать подробно. Кроме деревянных изделий выпускаются следующие разновидности:

  1. Пластиковая. Детали изготовляются из поливинилхлорида методами экструзии с полыми сотами по всей длине, что обуславливает их высокие тепло- и звукоизоляционные характеристики. Использование для производства ПВХ дополнительно обеспечивает следующие достоинства:
    • Возможность эксплуатации во влажной среде и температурном диапазоне от -50 до +50°С, что позволяет обшивку ванных комнат и санузлов;
    • Не подверженность коррозии, гниению и негативному влиянию ультрафиолета;
    • Не требуется дополнительная обработка поверхности;
    • Достаточная долговечность;
    • Большой диапазон текстуры и цветовых решений с отличной имитацией драгоценных пород дерева и ценных минералов;
    • Низкая стоимость.

Минусом можно считать меньшую, по сравнению с натуральным деревом, прочность к механическим воздействиям.

  • МДФ-панели, получаемые прессованием мелкодисперсной сухой стружки в условиях высокой температуры и давления. Древесные частицы надёжно склеиваются выделяющимся из дерева лигнином. Получаются монолитные, прочные и лёгкие детали. Отличаются разнообразием расцветок и стилизацией под мрамор, дерево, гранит и другие природные материалы. Экологичность, без выделения фенола и эпоксидных смол, позволяет облицовку в медицинских и общественных учреждениях, спальнях и детских комнатах.
  • Алюминиевые, используются реже из-за высокой стоимости. Обладают всеми преимуществами присущими алюминию.
  • Изделия из природного дерева, о которых рассказано далее, экологичны и оказывают благотворное влияние на человеческий организм.
  • Классификация вагонки по сортам

    Облицовочные доски изготавливаются из любых древесных пород:

    • хвойных: сосны, кедра, пихты, ели, лиственницы;
    • лиственных: дуба, клёна, бука, липы, ясеня, ореха, осины, ольхи.

    Хвойные породы, благодаря высокому содержанию смолистых веществ, более стойки к загниванию и увлажнениям, что позволяет их успешное применение в наружных отделках. Красивая текстура досок из кедра, ели и сосны создаст привлекательность внутри помещений. Но сорта вагонки из сосны неприемлемы для обшивки банных парилок из-за выделяющейся при высоких температурах смолы и появления неприятных запахов. Для этих целей используется липа, ольха или осина, обладающие свойствами не нагреваться и не обжигать кожу человека.

    Дубовые и буковые ламели красивы, но отличаются повышенной трудоёмкостью в обработке и высокой ценой.

    Изделия изготавливаются и из ценных экзотических пород, произрастающих в тропиках. Чаще всего используется красное дерево. Но, несмотря на замечательные свойства такой продукции, её распространение ограниченно высокими ценами.

    Изготовление осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

    • ГОСТ — отечественный стандарт, общий для всех производителей;
    • DIN — европейского стандарта;
    • ТУ — технических условий, которые разработаны самостоятельно индивидуальными производителями, то есть на разных предприятиях они различны. Это создаёт определённые трудности разделения изделий по сортности или классам.

    Класс вагонки или сорт определяется по качеству используемого сырья, которое определяется визуально, и выполненной обработке. Эти характеристики подробно расписаны в нормативной документации, основной упор сделан на наличие трещин, гнили, смолянистых карманов, ровности панели, количестве допустимых сучков, имеющейся синевы и других дефектов.

    Классы вагонки, в чем разница

    В зависимости от получившегося качества поверхности изделий их подразделяют на следующие сорта:

    1. Премиум или Экстра. Доски отличаются идеальной поверхностной обработкой, недопустимы даже малейшие дефекты. Этого практически невозможно добиться при изготовлении из цельного массива, поэтому используется сращивание отдельных частей. Деталям не требуется подгонка, они легко фиксируются. Крепление выполняется только при помощи специальных зажимов, входящих в комплектацию поставки. Красоту подчёркивает заводское покрытие лаком. Элитная облицовка стоит дорого, используется для внутренней отделки престижных загородных домов. Для сохранности деталей при хранении и транспортировки их обычно упаковывают в вакуумные упаковки.
    2. Вагонка сорт А. Отличается минимальным количеством дефектов. Недопустимы гниль, синева, прорость, обзол, сердцевина древесины. Допустимо:
      • небольшая шероховатость поверхности в отдельных местах;
      • незначительные смоляные кармашки;
      • трещины несквозного характера и малых размеров;
      • здоровые сросшиеся невыпадающие сучки диаметром ≤ 1,5 см не более одного на длине погонного метра.
    3. Класс B или 2-ой сорт вагонки. Допускает большее количество видимых дефектов. На торцах замковых частей может иметься непрострожка, не препятствующая обшивке. Допустимы сколы, вмятины, несквозные и без выхода на торцы трещины, запилы, но величина подобных дефектов должна быть ≤ 15-ти мм на длине 30-ть см. Глубина дефектных мест ограничивается 0,5-ю мм. Могут иметься засмолки, синева поверхности до 10-ти %, сердцевина и прорость на ширине ≤ 20-ти см. Здоровые невыпадающие сучки не регламентируются по размерам, но их на планке должно быть ≤ 4-х штук. Чёрные сучки ≤ 2-х см. Выпадающие и гнилые сучки не допускаются. Бюджетная цена делает материал привлекательным, а дефекты устраняются и маскируются шпатлеванием, затиркой и окрашиванием.
    4. Вагонка сорт С — самая дешёвая категория. Это третьесортные материалы, отбракованные из класса B. Качество ниже только у дров. Запрещено применение гнилых досок, а остальные дефекты не ограничиваются. Облицовка такими изделиями требует обрезки негодных частей, доработки и подгонки. Никакой профессионал с таким материалом работать не будет. При облицовке собственными силами может применяться в черновой обшивке, выполняемой в подсобных помещениях.

    На современном деревообрабатывающем оборудовании производятся панели различных профилей сечения, отличающиеся формой граней, размерами и конфигурациями замков, различным выполнением лицевых и тыльных поверхностей.

    Различаются следующие основные разновидности профилей:

    1. “Стандарт”, являющимся базовым не только для деревянных изделий, но и для изготовленных из других материалов. Сечение имеет трапециевидную форму со скосом кромок под углом 30-ть градусов, с гребнями и пазами для соединения “в шип-паз”. Длина гребня делается меньше нужной для плотного прилегания к глубине паза, зазор компенсирует рассыхание дерева в процессе эксплуатации. Размер вагонки Стандарт по длине составляет до 6-ти м, при ширине ≤15-ть см и толщине 12…25 мм.
    2. “Штиль” отличается от первых панелей наличием закруглённых углов, остальные характеристики аналогичны.
    3. “Евровагонка”. Изготавливается в соответствии с западноевропейским стандартом DIN, регламентирующим более строгие требования к влажности сырья и качественной обработке лицевой поверхности. Имеет глубокий пазо-гребневый замок, что обуславливает появление на облицовочной поверхности закрытых шипами промежутков. Тыльная сторона деталей имеет специальные вентиляционные бороды, предотвращающие скопление влаги в местах примыкания досок к обрешётке, а также устраняющие внутренние напряжения в древесине при температурных и влажностных перепадах. Толщина 12,5 мм, при ширине 60…160 мм, длина от 1,8 до 6-ти м. Оптимальная полезная ширина вагонки из сосны по евростандарту 88 мм (без учёта выступающего гребня).
    4. Двухсторонние панели, обе стороны лицевые. Это даёт возможность устраивать тонкие декоративные перегородки.
    5. “Американка”. В таких видах профилей выполняется плавные переходы от шипов к середине лицевых частей, благодаря этому получается имитация облицовки брусом, как сайдинг. Размер такой вагонки из сосны более массивен (≥ 2-х см) и широк (≥ 14-ти см). Применяется для облицовки фасадов, расположение только горизонтально.
    6. “Ландхаус”, самые дорогие разновидности. Их лицевая поверхность фрезеруется с нанесением различных сложных рисунков или горячим теснением под прессом с получением эффекта резьбы по дереву.

    Размеры деревянной вагонки

    Единых стандартных размеров, из-за широкого применения производителями собственных технических условий, не существует. Согласно гостовским нормам длина может составлять от нескольких десятков см до 6-ти м. Толщина может варьироваться в пределах от 12-ти до 25-ти мм. Для внутренней отделки используется до 16-ти мм, а более толстые для наружной обшивки. Ширина вагонки деревянной по ГОСТ ≤ 15-ти см.

    Более нормирована размерность по евростандарту DIN:

    • длина — 0,5…6 м;
    • толщина ламелей — 12,5; 16 и 19 мм.;
    • ширина — 8, 10, 11 и 12 см.

    Узкие изделия меньше подвержены деформациям и более устойчивы к механическим воздействиям.

    Часто поверхность обшивается ламелями разной ширины для достижения различных декоративных эффектов.

    Расчёт необходимого количества облицовочного материала

    После замеров поверхностей подлежащих обшивке, определяется нужное количество ламелей.

    Сколько в кубе вагонки квадратных метров несложно подсчитать самостоятельно. Для этого достаточно перевести полезную ширину и толщину выбранных ламелей в метры, затем выбрать длину панелей с учётом возможной обрезки торцов.

    Подбор оптимальной длины несложен, существующие размеры имеют градацию в 10-ть см. После перемножения полученных значений получается объём одной доски. Разделив единицу на полученный результат, получаем искомую цифру.

    Также, сколько вагонки в кубе представлено в таблицах, имеющихся в технических справочниках. Но это не всегда удобно. Для обшивки небольших поверхностей, что чаще всего происходит в индивидуальных домовладениях, панели приобретаются в небольших количествах и поэтому рекомендуется выполнять расчёт требуемого количества ламелей в штуках. Для этого площадь планируемой облицовки делится на площадь одной ламели. Получается нужное количество штук ламелей. Если стоимость деталей указана в кубах, то таблица, сколько штук вагонки в 1 кубе, также имеется в строительных справочниках.

    Выполнив расчёты или воспользовавшись табличными данными можно избежать ненужных затрат. Необходимо учесть 10-ти процентный запас на обрезку дефектных мест деталей.

    Классы вагонки — выбираем необходимый нам материал

    Вагонка ─ это достаточно надежный строительный материал, который пользуется большой популярностью как для отделки фасада помещений, так и для внутренних стен жилых домов, бань, дач и иных построек. Внешне они представляют собой доски, имеющие специальные пазы для соединения между собой.

    Именно поэтому их достаточно легко монтировать, и с задачей по облицовке справится даже непрофессионал. Суть изготовления такого материала заключается в подготовке специальных досок, которые хорошо просушиваются и подвергаются определенной обработке. Сушатся они в тепловых камерах, где сохраняется определенная влажность. Далее рейки фальцуются и шпунтуются.

    Это придает нужную форму, которая позволяет им в дальнейшем стыковаться между собой. Когда доска принимает свой окончательный вид, происходит ее классификация по качеству.

    По ГОСТу

    Экстра класса не имеет абсолютно никаких дефектов. Ее поверхность идеально ровная и гладкая. Экстра отлично подходит для обшивки стен, так как не содержит никаких сучков.

    Класса A может иметь некоторое количество сучков, трещин или отверстий. Если быть более точным, то допустим 1 сучок, 2 трещины и 2 смоляных кармашка на площади в 1,5 метра. При этом размер сучков должен быть в диапазоне от 5 и до 15 мм. в диаметре. Этот вариант так же хорош для отделки лицевой поверхности стен.

    Класса B ─ здесь так же могут быть различные дефекты. Если брать на рейке площадь в 1,5 метра, то здесь допустимо наличие не более 4-х сучков диаметром в 20 мм., и не более 2-х трещин и смоляных кармашков.

    Еще на поверхности такого изделия может быть одно контрастное пятно размером в 15 кв.см. Такие панели хоть и имеют дефекты, но все же годятся для обшивки.

    Класса C ─ представляет собой самый низкосортный вариант. Здесь внешний вид реек портят синие пятна и полоски. Могут встречаться несквозные трещины размером не более 5% от общего размера панели.

    Допускается не более 2-х смоляных кармашков от 5 и до 50 мм, повреждения до 6 мм, и контрастное пятно не более 15 кв.см. Как самый низкосортный вид деревянных реек используется на поверхностях гаражей, сараев и подсобных помещений.

    Евровагонка

    Вагонка изготовленная по европейскому стандарту представляет собой доску, взятую из внешних слоев дерева, между корой и сердцевиной. Благодаря этому структура евровагонки более однородная, равномерная и прочная.

    Еще одной особенностью такого материала являются специальные продольные канавки для вентиляции и отвода конденсата. Классифицируется этот материал следующим образом:

    1. Сорт «А» предполагает нахождение на поверхности доски только живых и светлых сучков.
    2. Сорт «В» допускает присутствие дополнительно мертвых и черных сучков.
    3. Сорт «С» допускает незначительные сколы, которые легко маскируются при монтаже.

    Многие считают, что евровагонка лучше обычной, созданной по отечественным стандартам. Некоторые преимущества перед отечественной продукцией у них действительно есть.

    Например, даже самый низко качественная евровагонка пригодна для использования в жилых помещениях, так как его недостатки с легкостью скрываются после сборки.

    Возможные габариты

    По ГОСТу деревянные рейки могут иметь следующие показатели:

    • Ширина до 15 см.
    • Длина до 6 м.
    • Толщина от 1,2 до 2,5 см.
    Читайте также:  Краска для деревянного пола: какую выбрать

    Что же касается европейских стандартов, то здесь показатели следующие:

    • Ширина ─ 8, 10, 11, 12 см.
    • Длина от 0,5 и до 6 м.
    • Толщина ─1,3, 1,6, 1,9 см.

    Видео — обшивка потолка в доме своими руками:

    Примерная стоимость

    В зависимости от региона распространения и качество материала стоимость на такой товар разнится. Но можно сделать несколько общих выводов. Например, цена на класс В варьируется в промежутке от 180 руб. за кв.м. и до 380 руб. за кв.м.

    Качество А продается за 250-600 руб. за кв.м., а доски Экстра ─ за 300-800 руб. за кв.м. Что же касается самых низкосортных панелей, продающихся под литерой «С», то их стоимость варьируется от 100 и до 150 руб. за кв.м.

    Рассматривая цены на евровагонку отметим, что сорт «С» можно купить за 120-300 руб. за кв.м., сорт «В» ─ за 180-600 руб. за кв.м., сорт «А» ─ за 200-800 руб. за кв.м.

    Советы при выборе

    В зависимости от предназначения будущей покупки, панели можно выбирать опираясь на качество вагонки и дерево, из которого она изготовлена.

    Совет по дереву. Наибольшей популярностью пользуется продукция из хвойных пород.

    В них большое количество смолы, которая помогает противостоять влажности и грибку. Именно поэтому рейки из хвойных пород используют для внешней отделки построек.

    Если же вашей целью является обивка стен или потолков в бане или доме, то лучше, чем лиственные панели здесь ничего не подойдет.

    • Во-первых, они наилучшим образом выдерживает высокие температуры и влажность, присущие микроклимату бани и сауны.
    • Во-вторых, такое дерево не выделяет смол, что позволяет не беспокоится о внешнем виде покрытия, при отделке стен внутри дома.

    Совет 2. Класс А наиболее приемлем для отделки фасадов, балконов и стен в бане или сауне.

    А вот «С» используется только для обшивки хозяйственных построек, таких как сараи и гаражи.

    Остальные варианты, например, «В» или «Экстра» используются в зависимости от количества средств, которые вы готовые вложить в покупку.

    Какой бы вид и класс вагонки вы не выбрали, можете быть уверены в том, что она оправдает ваши ожидания, если выбор будет соответствовать целям.

    Так лиственные панели класса А, размещаясь на стенах в бане, позволят в полной мере насладиться целительным эффектом от посещения этого места. А хвойные доски Экстра позволят не беспокоиться о том, насколько надежно обшит фасад вашего дома.

    Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

    Что такое вагонка и ее происхождение

    Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

    Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

    вагонкой отделывали пассажирские вагоны

    Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

    Виды и классы вагонки

    Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

    Виды вагонки по классу

    По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

    • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
    • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
    • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

    Виды вагонки по древесине

    Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

    • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
    • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

    вагонка из ясеня

    вагонка из тропического дерева

    Виды вагонки по материалу

    В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

    • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
    • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

    пластиковая вагонка на потолке

    Виды вагонки по профилю

    Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

    По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

    виды вагонки по профилю

    Техническая характеристика вагонки

    В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

    Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

    • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
    • Размеры.

    Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

    Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

    • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
    • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
    • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
    • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
    • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
    • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи – 6,4 кг, из сосны – 6.5 кг, из осины – 7 кг, из ясеня – 11 кг.
    • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
    • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности. Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
    • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
    • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
    • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
    • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

    Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

    Описание видов вагонки

    Изобилие разнообразных современных материалов для отделки помещений не затмило давно известную всем вагонку.

    Технология производства деревянных планок многократно совершенствовалась и в настоящее время обеспечивает изготовление продукции, которую можно использовать как для внешних, так и внутренних строительных работ.

    Обшивка поверхностей упрощена благодаря удобному оформлению стыковочных мест планок. Ассортимент, представленный на рынке, позволяет выбрать вид вагонки с приемлемой для каждого заказчика ценой, подходящим под интерьер внешним видом.

    Общее представление

    Специфическое отечественное название для планок из древесины сохранилось со времен обшивки ими товарных вагонов. Уже долгое время грузовой железнодорожный транспорт оформляют иначе, а название крепко укоренилось в разговорном языке.

    Сейчас вагонкой называют дощечки с пазами и шипообразными выступами, позволяющими делать облицовку быстро и качественно. В Европе такого термина нет, изделие относят к классу профилированных досок и выпускают по соответствующим стандартам, в которые заложены более жесткие требования, чем в отечественные ГОСТы.

    Вагонка, изготовленная по евронормативам, обладает заметными достоинствами:

    • разнообразный рисунок, позволяющий подобрать изделия под любой интерьер;
    • широкие, удобные для соединения шипы;
    • удачное соотношение толщины и других размеров планок;
    • идеально отшлифованная поверхность;
    • показатели влажности (не более 15 %), обеспечивающие продолжительную сохранность.

    Продукция классифицируется в зависимости от качества древесины, способа ее обработки, потребительских характеристик. Вагонка для наружной отделки хозяйственных построек, жилых домов подвергается высокой нагрузке атмосферных факторов, поэтому ее дополнительно обрабатывают – грунтуют, красят, наносят лак или иное защитное покрытие. В связи с этим к ее внешнему виду требования менее жесткие, чем к виду вагонки для внутренней отделки.

    Виды профилей и размеры

    За долгий период изготовления вагонки производители разнообразили технологию. В продажу поставляют несколько видов продукции, отличающейся формами сторон, их размерами, конфигурацией замковой части, фасками.

    Стандарт

    Стандартная доска с гладкой наружной поверхностью, полученной в результате тщательного шлифования, имеет длину от 2 до 6 м. Поперечный срез выглядит как трапеция, следовательно, нижняя сторона параллельна верху. При этом верхняя плоскость является лицевой, а на нижней по всей длине сделаны прорези.

    Толщина обычно составляет минимум 12 мм, а ширина с шипом – 80, сам шип может быть размером от 4…5 мм.

    В продаже встречаются и более тонкие изделия, но их не рекомендуется использовать для отделки капитальных строений. Тонкие дощечки коробятся, их начинает вести, долго они не прослужат.

    Стандартная вагонка из сосны – самый распространенный, недорогой материал, применяемый для изготовления технических обшивок.

    Евровагонка

    Профили, изготовленные по европейским нормам, имеют более глубокие пазы, чем у стандарта, и крупные шипы (8…9 мм), способствующие эффективной вентиляции обшивки и надежному соединению.

    Толщина досок составляет минимум 12,5 мм и может достигать 22 мм. Минимальная ширина равняется 80 мм, наиболее распространенная – 88+8 (шип) = 96 мм.

    Длина изменяется в диапазоне от 0,5 до 6 м, наиболее распространенная, как и у любой вагонки, – 2…6 м.

    Более толстую вагонку применяют для обшивки снаружи. Материал прекрасно смотрится как на фасадах строений, так и во внутренних помещениях домов, дач, саун, русских бань.

    «Штиль»

    Профильные планки под названием «Штиль» похожи на евровагонку, но имеют менее широкую шпунтованную часть; иногда их называют «Колхозницей». Такое исполнение мест стыка не может полностью исключить образование щелей при обшивке, что создает не самое лучшее внешнее впечатление.

    Материал часто применяют для отделки сельских подсобных строений, технических сооружений вследствие небольшой стоимости. Утолщенные разновидности продукции немного напоминают покрытия из бруса, их используют для облицовки фасадов.

    «Софтлайн»

    Благородный профиль с закругленными краями создает необычный декоративный эффект при обшивке внутренних помещений жилых комнат и саун. При любой эксплуатации на материале не появляются заусеницы, сколы, что делает вагонку такого вида востребованным материалом. Размеры «Софтлайн» такие же, как у евровагонки.

    «Американка»

    Особенность этого вида вагонки в том, что во внутренней плоскости планок присутствует особая выемка, которая позволяет проводить облицовку стен внахлест. Благодаря отсутствию фаски плавный переход от шипа достигает середины планки. Вагонка «Американка» образует надежные места стыковок, образуя покрытия, внешне похожие на сайдинг.

    «Блок-хаус»

    Этот вид досок с округлой наружной поверхностью, формирующей облицовку, похожую на стенку из бруса. На внутренней плоскости есть пазы, по которым могут стекать избытки влаги, места стыков оформлены в виде обычных углублений и шипов. В первую очередь «Блок-хаус» предназначен для отделки фасадов, некоторым хозяевам нравятся сауны и бани, облицованные выпуклыми профилями.

    «Ландхаус»

    Планка с рисунчатым наружным слоем, украшенным резными фигурами, внутри имеет плоский вид с канавками по всей длине. Стыки выполнены в виде шипов, обеспечивающих надежное соединение. Лицевая часть на некоторых изделиях имеет сложный рисунок, сделанный фрезерованием или горячим прессованием. Вагонка «Ландхаус» имеет интересное декоративное оформление, что обуславливает высокие цены, превышающие стоимость остальных видов профилей.

    Двусторонняя вагонка

    При проведении перепланировки дома иногда возникает потребность в возведении перегородок, для которых нужна вагонка, имеющая лицевую поверхность с обеих сторон. Материал можно использовать для обшивки обычных стен, только помещения не должны быть влажными, потому что на обратной стороне двусторонних планок отсутствуют прорези для стекания влаги. А древесина, из которой зачастую делают вагонку, боится влаги.

    Срощенная вагонка

    Это единственный вид ламелей, не имеющих шпунтованных торцов. Ее боковины срезают фрезой, а затем при монтаже склеивают термопластичными клеящими средствами. В результате получается цельное полотно без швов, имеющее необходимые размеры. Срощенное покрытие не коробится и не изменяется со временем; таким способом можно подобрать красивый однородный рисунок по всей площади.

    Среди недостатков этого вида материала заметна нестойкость клеевых швов к влиянию влажного воздуха и повышенной температуры, поэтому обычную срощенную продукцию в банях укладывать, однозначно, не стоит. Европейские нормативы предусматривают подразделение материала на группы по возможности длительной эксплуатации в тех или иных условиях:

    • продукцию D 1 рекомендуют укладывать только внутри помещений с влажностью, не превышающей 15 %;
    • D 2 может присутствовать в комнатах, где возможно кратковременное, ненарочное превышение влажности;
    • D 3 может эксплуатироваться в помещениях с предсказуемой повышенной концентрацией водяных паров, например на кухнях;
    • D 4 выдерживает сырость, потоки воды, высокую влажность на протяжении долгого времени. Таким видом вагонки можно обшивать внутреннее пространство бани, выполнять после предварительной подготовки наружную облицовку.

    Срощенными ламелями облицовывают любые поверхности. При этом в зависимости от места будущего расположения опытные мастера отдают предпочтение разным видам древесины.

    На пол стараются укладывать обшивку из дуба, потому что он имеет очень высокую твердость и стойкость к истиранию. Для бани многие хозяева стараются купить осиновую продукцию светлого, предпочтительно белого, цвета.

    Профили из лиственницы нормально переносят влияние улицы, их укладывают на балконы, террасы, веранды. Профилями из лиственницы после обработки можно облицевать наружные стены, клеевой шов становится более стойким под воздействием защитных средств.

    Из древесины хвойных пород получить качественный материал непросто потому, что она имеет много сучков. Стоимость таких планок для сращивания бывает выше, чем остальных древесных профилей. Покупателю нужно быть готовым заплатить за этот вид продукции немалую цену, ни один производитель не поставляет на рынок хорошую и дешевую срощенную вагонку.

    Сорта

    Для производства древесных планок используют разные породы деревьев, сорта сырья, формы обработки поверхностей, что обуславливает существование разных сортов изделий. Выбирать продукцию гораздо легче, имея представление о специфических особенностях материала, его технических характеристиках, предполагаемых условиях эксплуатации.

    При определении сортности продукции зарубежные производители опираются на европейские нормативы, отечественные – как на европейские, так и на собственные стандарты, разработанные с учетом требований ГОСТа.

    Экстра

    Лучшая продукция обозначается как экстра. Потребители старой закалки называют эту категорию высшим сортом. Вагонка максимально высокого сорта практически не имеет дефектов: червоточных или обзольных пятен, синевы, прорости, участков с гнилью. В большинстве случаев к этой категории относится срощенный материал, потому что в массиве цельного дерева, будь это липа, лиственница или другие хвойные породы, крайне сложно найти большое количество идеального сырья.

    Ламели высшего сорта имеют абсолютно гладкую поверхность без сучков, пятен, сколов, трещин; ее упаковывают вакуумированием в пленке для исключений повреждений при транспортировке и хранении. Продукцию следует очень осторожно закреплять, используя специальные клеи. Грамотно смонтированная облицовка, покрытая хорошим лаком, имеет элитный вид, является достойным украшением дорогих интерьеров.

    А (первый)

    Согласно давно привычной классификации, следующую группу изделий можно назвать продукцией 1-го сорта. Сейчас ее принято обозначать буквой А. В минимальном количестве она может иметь микроскопические трещины, смоляные вкрапления, не имеющие сквозного характера.

    Размеры сучков регламентируются, диаметр не может превышать 15 мм, при этом сучки не должны быть пророщенными. Максимально допустимые размеры сучков черного цвета составляют 7 мм. Продукция данного сорта чаще всего используется для облицовки жилых и административных помещений; формирование достойного внешнего вида качественной поверхности можно завершить обработкой воском, маслом или просто лаком.

    В (второй)

    Ламели сорта В по привычке называют вагонкой 2-го сорта, что заранее информирует покупателя о возможном наличии небольших дефектов. На каждом участке с длиной, достигающей 60 см, могут присутствовать небольшие изъяны: трещинки, вмятины, сколы, с суммарной площадью не более 3 см. Размеры сучков и синеватых пятен также лимитированы, не должны занимать более 10 % площади планки.

    Важно знать, что все указанные дефекты в продукции 2-го сорта не могут иметь сквозную форму. На это следует обратить внимание при осмотре. Для монтажа такой вагонки нужен опыт, потому что на торцах могут содержаться небольшие участки с непростроганной древесиной. Они не мешают стыковке, не портят внешний вид облицовки при правильном монтаже. Небольшие изъяны лицевой поверхности маскируют затирками, окрашиванием.

    С (третий)

    Планки сорта С имеют самые лояльные требования к качеству и низкие цены, применяются в основном для отделки технических помещений. Для монтажа такой продукции нужен опыт, большие усилия; в некоторой мере улучшить поверхность позволяет дополнительная работа по отделке, покраска.

    На облицовке обычно имеются сучки, трещины, сколы, шероховатости в количестве, заметном невооруженным глазом даже при беглом осмотре. К сожалению, некоторые производственные предприятия в категорию С вводят полностью бракованный материал с неограниченным количеством серьезных дефектов, хотя по стандартам суммарная площадь пятен не должна превышать 20 %. Ограничений по количеству и форме сучков в таком виде продукции нормативные документы не содержат.

    При выборе вагонки покупатель должен изучить не только сопроводительные сертификаты, но и самостоятельно хорошо осмотреть материал. К сожалению, у недобросовестных производителей и представителей торговли имеет место тенденция продать продукцию не самого лучшего качества по завышенным ценам. Для совершения покупки целесообразно обращаться к авторитетным поставщикам с положительной репутацией. Вагонка хорошего качества сделает поверхности привлекательными на долгие годы.

    Выбор вагонки: изучаем виды, сорта, цены

    Название этого отделочного материала было связано с железными дорогами.

    Для обшивки внутреннего пространства пассажирских вагонов раньше использовали плоскую и длинную доску, на боковых гранях которой делались замковые соединения «шпунт-паз».

    Сегодня вагонка утратила свою транспортную «составляющую» и стала чрезвычайно популярной в других сферах – строительстве и ремонте. Этим красивым и экологичным материалом обшивают разные виды плоских поверхностей, начиная от стен и заканчивая массивной мебелью.

    Кроме внутренней интерьерной отделки, некоторые сорта вагонки применяют для наружной облицовки зданий.

    Помимо высокой эстетики деревянная вагонка — исключительно технологичный материал, простой и удобный в работе. Он не нуждается в дорогостоящей подготовке поверхности. Под облицовку вагонкой не требуется штукатурка, шпаклевка и грунтовка. Достаточно ровно и прочно зафиксировать на стене обрешетку из деревянных брусков или стального профиля.

    Материал для изготовления облицовочной доски — древесина хвойных (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта) и лиственных (осина, липа, бук, дуб и ольха) пород.

    Выбор вагонки в зависимости от вида древесины имеет свои особенности. Например, сосна, кедр и ель отлично подходят для внутренней отделки, поскольку имеют красивую текстуру поверхности по всей длине. При этом сосновой вагонкой нельзя облицовывать парильные отделения бань. Под действием высокой температуры она выделяет смолу, обладающую резким запахом.

    Древесина бука или дуба очень красивая, но при этом довольно дорогая и трудоемкая в обработке.

    Выбирая виды вагонки для наружной отделки, следует отдавать предпочтение хвойным породам. Высокое содержание смолы делает их стойкими к увлажнению и гниению. Из лиственных пород для этих целей подходит только ольха.

    Основные характеристики вагонки

    Кроме вида древесины, как важного классифицирующего признака, производители делят вагонку по таким критериям:

    1. Степень влажности. Облицовочная доска естественной влажности и сухая (содержание воды от 10 до 15%) отличаются друг от друга по цене и свойствам.

    Сухая вагонка на 25-30 % дороже, поскольку проходит энергозатратную процедуру удаления влаги. Она меньше коробится и трескается.

    2. Геометрические размеры вагонки и форма профиля. Здесь различают стандартную вагонку, евровагонку, блокхаус и облицовочную доску «под брус».

    Толщина стандартной (ГОСТовской) отделочной доски может составлять от 12 до 25 мм, ширина — до 150 мм, а максимальная длина 6 000 мм.

    При этом гостовская вагонка толщиной 12 — 16 мм чаще всего применяется для внутренней отделки. Более толстая вагонка 16 — 25 мм оптимальна для наружной обшивки.

    Наибольшим спросом сегодня пользуется евровагонка, у которой более широкий (8 мм) шпунт, защищающий стыки от образования щелей при усушке древесины. Кроме этого, на обратной стороне у нее есть желобки для вентиляции. Толщина евровагонки неизменная и составляет 12,5 мм при ширине от 60 до 160 мм. Ее длина находится в диапазоне от 1,8 до 6 метров.

    Существуют две основные разновидности евровагонки — «Стандарт» и «Софт Лайн». У первой прямые фаски, а у второй они скругленные.

    Блокхаус — вагонка, имитирующая оцилиндрованное бревно. Ее лицевая сторона имеет полукруглую форму. Блокхаус, как правило, используют для внешней отделки стен зданий.

    Вагонка «под брус» пришла к нам из-за океана, потому ее второе название – «американка». Это строганная доска со шпунтом и пазом. Благодаря срезанным боковым граням ее профиль точно имитирует деревянный брус.

    По сравнению с обычной и евровагонкой «американка» более широкая, массивная и прочная. Поэтому основное место ее применения — облицовка наружных стен. Толщина профиля у этого вида облицовочной доски начинается от 20 мм при ширине от 140 мм.

    Представленные на рынке сорта вагонки производят в соответствии с требованиями одного из двух стандартов – российского ГОСТ 8242-88 и европейского DIN 68-126. Последний используется для евровагонки и делит ее на три базовых сорта или класса – A, B и C.

    Некоторые отечественные производители предлагают облицовочную доску «Экстра», не предусмотренную евростандартом. У нее нет сучков и прочих дефектов, но цена такого материала почти в 2,5 раза выше стоимости сорта А.

    Отличительные признаки сортов

    Основные отличия между сортами вагонки — визуальные. Именно их подробно и четко регламентируют стандарты.

    К сорту А относят древесину, у которой нет синевы, гнили и смоляных карманов. Сучки здесь допустимы, но только светлые, здоровые и сросшиеся, которые не выпадают после усушки.

    Вагонка класса В может иметь смоляные карманы, а также здоровые и несросшиеся сучки.

    В наиболее дешевом сорте С стандарт допускает синеву, выпадающие сучки и обзол на тыльной части профиля.

    Ориентировочные цены

    При покупке вагонки не нужны глубокие знания эксперта деревообработки. Однако, основные критерии выбора следует знать, чтобы купить качественный материал и при этом не переплатить.

    Сухая облицовочная доска отличается от материала естественной влажности по весу. В этом нетрудно убедиться, подержав в руках две планки, одинаковые по размеру, но разные по цене.

    Если сосновая евровагонка сушилась в камере, то за 1м2 (сорт А) продавцы просят от 200 до 450 руб. Цены на такой же материал, но естественной влажности находятся в диапазоне от 130 до 300 руб. за 1м2.

    Стоит отметить, что цены могут существенно отличатся в зависимости от региона продажи, как правило, в центральной части цены значительно ниже.

    Ориентировочная стоимость сухой сосновой евровагонки сорта В – 180-350 рублей за квадрат.

    Сушеная облицовочная доска сорта С из ели и сосны продается на рынке по 140-250 руб/м2.

    Сегодня цена за м2 вагонки из липы (сорт А) составляет от 500 до 800 руб. Тот же материал, но класса «Экстра» обойдется вам от 650 до 850 рублей.

    Доску из лиственницы продают по таким ценам: сорт С – 330-600, В – 400-750, А – 530-900 и «Экстра» — 1150-1300 руб./м2.

    Дубовая и кедровая вагонка относится к категории элитных отделочных материалов. За 1 м2 класса «экстра» производители просят от 1200 рублей.

    Следует отметить, что у крупных производителей цена облицовочной доски не зависит от ее длины. Мелкие продавцы стараются заработать на этом и расценивают вагонку в зависимости от длины (чем длиннее доска – тем дороже). При этом разница в цене может достигать 10-15%.

    Рекомендации по выбору

    Решая, какую вагонку лучше выбрать, следует учитывать сортовые свойства древесины и условия ее эксплуатации. Как мы уже говорили, сосновой вагонкой нельзя пользоваться для облицовки парилки, но ее можно ставить в предбаннике и комнате отдыха. Она хорошо подходит для интерьерной отделки и облицовки наружных стен дома.

    Еловая вагонка влагостойка и не боится грибка. Она быстро сохнет и не темнеет со временем. Поэтому ее можно покупать для отделки балкона и других поверхностей, подвергаемых периодическому замачиванию.

    Ольховая, кедровая и липовая отделочные доски отличаются низкой теплопроводностью. Они устойчивы к высокой температуре и влажности. Этими материалами можно облицовывать стены парильного отделения бани, а также применять их для отделки полок. Даже при сильном нагреве воздуха липовая и ольховая древесина не обжигают кожу.

    Ценным свойством ольховой вагонки является минимальный процент коробления, поэтому отделка из нее не теряет внешнего вида после долгой эксплуатации.

    Выбирая вагонку, нужно обращать внимание не только на дефекты древесины, но и на геометрию доски. Если она сильно изогнута или скручена по длине, то сделать ровную облицовку будет очень сложно.

    В этом случае замковые соединения и крепежные кляймеры вам не помогут. При попытке закрепить в одной плоскости деформированную доску внутренние напряжения могут оторвать шип или вызвать появление трещин на пазовом замке.

    При выборе вагонки отбраковывайте доски со смоляными карманами и одиночными (выпадающими) сучками. Бороться с выходом смолы на поверхность древесины очень сложно, а выпадающий сучок может испортить внешний вид облицовки.

    Виды деревянной вагонки и ее классификация


    Вагонка — натуральный материал, который открывает практически безграничные возможности благодаря своей универсальности. Еще более популярной делает этот отделочный материал простота монтажа и эксплуатации.

    Вагонку различают по виду древесины, из которой она изготовлена. Вагонка из хвойных пород дерева долговечна и подходит как для внутренней, так и для наружной отделки. Также, большое значение имеет сорт материала. Рассмотрим подробно все преимущества и недостатки материала, основные виды вагонки и ее классификацию.

    Достоинства и недостатки материала

    Основные достоинства:

    • Деревянная вагонка является экологически чистым отделочным материалом.
    • Она позволяет обшить любую поверхность — стены, пол или потолок.
    • Помещение приобретает более эстетичный вид не только за счет фактуры дерева, но и благодаря тому, что поверхность выравнивается.
    • Дерево обладает прекрасными звукоизоляционными свойствами и при должном уходе служит очень долго.

    Как любой материал, вагонка имеет свои недостатки:

    • Она подвержена горению, хотя современные огнеупорные пропитки позволяют минимизировать данный процесс.
    • При высоких температурах или повышенной влажности вагонка может начать выделять смолу. По этой причине для отделки бань и саун рекомендуют использовать вагонку лиственных пород.
    • Не самая лучшая особенностях материала — это чувствительность к резкой смене температур и повышенной влажности. При нарушении технологии хранения и эксплуатации вагонка быстро приходит в негодность.

    Виды вагонки

    Деревянная вагонка различается по сорту древесины и профилю доски. По профилю вагонку делят на обычную (изготавливается по ГОСТ 8242-88) и евровагонку (изготавливается по DIN 68126.). Евровагонка обладает более высоким качеством, удлиненным гребнем, а также разнообразием профилей.

    Любая вагонка имеет шпунт с одной стороны и специальный паз с другой. Особенностью евровагонки является наличие вентиляционных желобов на тыльной стороне доски, предназначенных для удаления конденсата. Кроме того, пазовое соединение у нее более глубокое, чтобы в случае рассыхания дерева не возникало пробелов между досками. Толщина деревянной вагонки евростандарта чуть больше одного сантиметра, ширина начинается от 10 см., а длина от 2 метров.

    Разнообразие профилей:

    • «Стандарт» имеет профиль с гладко отшлифованной лицевой поверхностью длиной от 2 до 6 метров с трапецеидальным сечением 12,5 мм – 15 мм на 96 мм. У профиля стандарт верхняя и нижняя плоскости расположены параллельно (верхняя является одновременно лицевой, нижняя содержит два мелких пореза, проходящих по всей длине доски).
    • «Софтлайн» (soft-line) в отличие от профиля «Стандарт» имеет закругленные фаски. Плавность форм придает интерьеру законченность и благородный внешний вид. В полной сборке отделка выглядит более изящно и не создает впечатление массивности.
    • «Блок-хаус» — евровагонка, внешняя сторона которой имитирует оцилиндрованный брус. Она обладает долговечностью, повышенной звуко- и теплоизоляцией. Как и обыкновенная вагонка, блок-хаус оснащен пазами и шипами по бокам. Доски профиля имеют выпуклую внешнюю и плоскую внутреннюю поверхности. Применяется как для внутренней, так и для внешней отделки.
    • «Ландхаус» представляет собой деревянные планки шириной до 96 мм, включая размер шипа. Внешняя поверхность данного профиля фигурная, внутренняя — плоская с прорезями и шипами. Этот вид больше подходит для внутренних работ.
    • «Американка» — профиль, имитирующий укладку досок внахлест. Конструкционная особенность этого профиля заключается в специальных выемках, находящихся с внутренней стороны досок. Эта небольшая хитрость позволяет быстро укладывать профиль внахлест, за счет чего достигается оптимальное качество его соединения. Стыки получаются хорошо защищенными от внешних воздействий и практически незаметными. Данный вид профиля хорошо подходит для внешней отделки.

    Вагонка изготавливается из различных пород древесины:

    • Некоторые лиственные породы придают отделочному материалу слишком жесткую поверхность, которая с трудом поддается обработке. Тем не менее деревянная панель для внутренней отделки парной или бани, лучше всего из лиственной породы, так как она сохраняет свою форму, фактуру, и защищает стены от проникновения влаги.
    • Хвойные породы имеют специфический запах смолы. Они хороши для внутренней и наружной отделки, так как имеют приятный внешний вид. Но при использовании в бане, сауне, сосна и ель неприемлемы из-за больше подверженности деформациям и выделению смол.

    Классификация по сортам

    Общепринято деление вагонки на четыре основных класса: «С», «В», «А» и «Экстра».

    • Класс «С» допускает наличие небольших повреждений, пятен, полос, сучки диаметром, не превышающим 25 мм., а также поверхностных трещин длиной не больше 5% от длины доски и смоляных трещин длиной до 50 мм., шириной до 5 мм.
    • Класс «В» допускает наличие до четырех сучков диаметром не более 10 мм. На каждые 1,5 метра длины доски разрешено до двух смоляных и двух не сквозных трещин. Допускаются некоторые дефекты производства – небольшие задиры, вмятины, сколы, ворсистость, волнистость, незначительная покоробленность.
    • Класс «А» допускает наличие смоляных ямок, торцевых трещин и сучков не чаще чем через 1,5 метра. Вагонка данного сорта не должна иметь сердцевин, червоточин и синевы.
    • Класс «Экстра» — это чистая доска без каких-либо дефектов и сердцевин. Вагонка данного класса встречается достаточно редко, что, естественно сказывается на ее стоимости. Исключением служит лиственница и ангарская сосна, вагонка из которых доступна во всех четырех классах. Материал из лиственных: осина бывает только трех сортов — «В», «А» и «Экстра», липа представлена сортами — «С», «В» и «А».

    Из-за различной структуры сырья нормы сортировки отличны в зависимости от породы древесины. Кроме того, особенности той или иной древесины не позволяют получить полноценный сортовой ряд. Так, вагонка из хвойных пород деревьев обычно представлена сортами «С», «В» и «А».

    Видео: как выбрать вагонку

    Добавить комментарий