Котлы на жидком топливе: устройство, преимущества и установка

Выбираем отопительный котел на жидком топливе

На современном рынке существует масса предложений различной техники для обогрева частных домов и коттеджей, использующей для генерации тепла различные виды энергоносителей, — от магистрального газа и электричества до дров и опилок. Но что делать и как отапливать свой дом, если к нему не подведен природный газ, установлен небольшой лимит на электроэнергию, а различные виды биотоплива недоступны по разным причинам? В этой ситуации альтернатива одна — отопительные котлы на жидком топливе (солярке).

Разновидности котлов на дизельном топливе

Итак, по причине невозможности воспользоваться другими распространенными энергоносителями вы решили устроить в своем жилище отопление на жидком топливе. Пришла пора подобрать отопительный котел, и тут следует разобраться, какие существуют виды этих изделий и выбрать наиболее подходящий вариант. Производители предлагают котлы отопления на жидком топливе следующих видов:

  • дизельные котлы;
  • универсальные агрегаты, в них предусмотрена возможность перехода с дизеля на природный газ;
  • конденсационные котлы на солярке;
  • установки, сжигающие все виды отработанных масел.

Если в обозримом будущем не предвидится изменения ситуации с энергоносителями, то ваш вариант — обогрев частного дома отопительным котлом первого типа, сжигающем только солярку.

Для справки. Большая часть подобных установок может работать и на жидком биологическом горючем, которое получают из технических культур (биодизель). Этот вариант может оказаться очень кстати, если вам доступен такой энергоноситель.

Некоторые домовладельцы, присматривающие себе котел для отопления, считают, что в дизельном котле они смогут сжигать и отработку своей машины. Это неправильный подход, и вот по каким причинам:

  1. Далеко не всякое горелочное устройство работает на загрязненных маслах.
  2. Теплотворная способность жидкого горючего гораздо выше, чем у отработанных масел. Соответственно, площади теплообменных поверхностей рассчитаны для жидкого топлива, при горении отработки КПД будет значительно ниже.
  3. Отработка при горении выделяет значительно больше сажи, оседающей во всем дымовом тракте. Это может стать большой проблемой при обслуживании и очистке дымогарных труб.

По своей конструкции жидкотопливные котлы весьма схожи с теплогенераторами, работающими на природном газе. Соответственно, многие производители предлагают универсальные водогрейные установки с поочередным использованием жидкого и газообразного топлива. Переход с одного вида горючего на другое осуществляется путем замены горелочного устройства. Правда, универсальный котел, работающий на жидком топливе и магистральном газе, обойдется вам несколько дороже.

Если площадь отапливаемого помещения или здания составляет менее 200 м2, а в скором будущем вы ожидаете присоединения к газопроводу, то не стоит спешить приобретать универсальный отопитель.

Дело в том, что стоимость котлового блока и двух горелок может оказаться выше, нежели два отдельных полноценных агрегата. Поэтому вначале можно поставить котел на солярке, а после подключения к магистрали купить и установить газовый теплогенератор. Более подробную информацию вы можете узнать, просмотрев видео:

Конденсационные бытовые котлы на дизельном топливе – самые экономичные и эффективные представители данного семейства источников тепла. Производители декларируют КПД своих конденсационных установок на уровне 97%, это самый высокий показатель среди всех остальных отопителей. Как водится, их стоимость довольно высока и далеко не каждый хозяин может позволить включить себе в систему отопления подобное высокотехнологичное изделие.

Очень хорошо, если вам доступен такой вторичный ресурс, как отработанное автомобильное масло в достаточном количестве. Тогда специально для этой цели существует котел на отработанном масле, продукт изготавливается и предлагается на рынке многими производителями. Также подобные котлы для отопления хорошо освоили разные мастера, изготавливающие самодельные отопители.

Устройство и принцип действия

Как уже было сказано выше, котлы отопления на жидком топливе конструктивно схожи с двухходовыми и трехходовыми газовыми котлами. В силу своей конструкции изделия производятся в напольном исполнении.

Для справки. В котельных установках с жаротрубным теплообменником продукты горения могут несколько раз поменять направление движения, делая несколько ходов по жаровым трубам и интенсивно отдавая тепло водяной рубашке. По количеству ходов теплообменнику и присваивают характеристику – трехходовой или двухходовой.

Схожесть состоит в конструкции теплообменника из жаровых труб, заключенных в водяную рубашку. В самом центре располагается камера для сжигания топлива, только у дизельного агрегата она имеет цилиндрическую форму. Это обусловлено конструктивными особенностями горелочного устройства, использующего жидкое топливо. Главные элементы и детали указаны на рисунке.

устройство котла Viessmann, работающего на жидком топливе

А – внешняя теплоизоляционная оболочка; В – теплообменные поверхности жаровых труб; С – камера сгорания; D – электронный блок управления; Е – горелочное устройство.

В изделиях ведущих зарубежных производителей топка изготовлена из жаропрочной нержавеющей стали, бюджетные отечественные теплогенераторы могут быть сделаны и из обычного толстого металла. Материал теплообменника – чугун или сталь, для теплоизоляции применяется базальтовое волокно либо плотный пенополиуретан. Горелка, которая работает на жидком топливе и представляет особый интерес, ее конструкция с расшифровкой элементов изображена ниже.

Чертеж дизельной горелки

А – дроссельная заслонка регулировки воздуха; D – блок системы розжига с датчиком контроля пламени; Е – топливная магистраль; F – электродвигатель вентилятора; G – насос; К, Н – подающий и обратный трубопроводы для горючего; І – электромагнитный клапан; L – кнопка сброса сигнала неисправности; М – автомат управления нагревом; N – консоль; О – кабель розжига; Р – электроды системы розжига; R – цилиндрическая рабочая часть; S – смешивающее устройство; Т – форсунка; U – шток с нагревателем горючего; V – воздухозаборное устройство; W – корпус горелки; Х – воздушный канал; Y – рабочее колесо вентилятора.

Рабочая часть изготовлена в виде цилиндра с множеством отверстий, сквозь них проходит пламя. Когда происходит сгорание топлива, пламя горелки нагревает цилиндрические стенки топки, как показано на фото.

Работа дизельной горелки

Для горючего предназначена специальная емкость, она бывает отдельно стоящей или подвешиваемой к стене, от нее к горелке прокладывается подающая магистраль. Некоторые горелочные устройства имеют обратную топливную магистраль для сброса давления, тогда установка котла и его подключение предусматриваются двумя трубками – подающей и обратной, идущими в емкость с горючим. Розжиг производится в автоматическом режиме по команде блока управления.

Краткое описание процесса работы

Сжигание солярки имеет свои особенности, как и принцип работы отопительного котла на жидком топливе. Для начала горючее требуется прогреть до определенной температуры, обычно это 50 ºС. Для этой цели горелка оборудована нагревательным элементом. Когда топливный насос создал в магистрали давление, автомат управления включает нагреватель и следит за тем, чтобы температура солярки в трубках оставалась 50 ºС.

После разогрева контроллер включает вентилятор и с помощью электроклапана открывает подачу топлива в форсунку. Последняя распыляет его, а вентилятор подает воздух, в этот же момент на электродах розжига проскакивает искра и топливовоздушная смесь воспламеняется. Далее горелка переходит в обычный режим работы дизельного котла. Интенсивность горения регулируется дроссельной заслонкой подачи воздуха, связанной с топливным насосом. Когда система отопления прогреется или емкость с горючим опустеет, контроллер отключает горелку, а при необходимости снова ее запускает.

Многих домовладельцев интересует вопрос, сколько же отопительный котел на дизельном топливе в рабочем режиме потребляет горючего? Ответ зависит от многих факторов, таких как климатические условия, степень утепления здания, качество солярки и так далее.

Исходя из различных практических наблюдений, можно сказать, что для отопления дома площадью 150 м2 в самое холодное время и работе горелки на полную мощность массовый расход топлива дизельного котла составит около 2.5 кг/ч. В среднем режиме этот показатель может уменьшиться на 20—30%.

Преимущества и недостатки

Главное достоинство котла на солярке – это то, что его применение возможно при отсутствии всех энергоносителей. Исключение – электричество, его все же немного нужно, ориентировочно до 100 Вт/ч. Другие преимущества котлов на жидком топливе таковы:

  1. Высокий показатель эффективности, КПД агрегатов лежит в пределах 90—97%.
  2. Отсутствие инертности при отключении, что убережет теплоноситель от перегрева.
  3. Высокий уровень автоматизации (в зарубежных агрегатах), благодаря чему можно организовать погодозависимое регулирование обогрева дома.
  4. Возможность перехода на природный газ путем замены горелки.
  5. Малые габаритные размеры позволяют поставить отопитель в небольшое помещение.

Как водится, в любом деле не обходится без недостатков. В данном случае главный недостаток – дороговизна. Недешевое оборудование, топливо и обслуживание. Последнее надо проводить достаточно редко, говорят производители, но на самом деле дизельное топливо у нас не отличается хорошим качеством, а потому возникает перспектива часто возиться с горелкой. Туда же относится и очистка дымогарных труб от копоти, неизбежно возникающей в процессе сжигания некачественного дизеля.

Заключение

Жидкотопливные котлы для отопления частного дома, как правило, приобретаются по двум причинам: зачастую это шаг вынужденный и временный, совершаемый из-за отсутствия других энергоносителей. Второй случай – это когда есть доступ к дешевому горючему, ведь его стоимость – главное препятствие к популярности этого семейства котлов.

Отопительные котлы на жидком топливе – изучаем преимущества и методы установки

Немало частных домов невозможно подключить к магистральному газопроводу. Чтобы в доме было тепло и имелось горячее водоснабжение, владельцы недвижимости могут установить альтернативу газовому теплоагрегату – котел отопления на жидком топливе.

Такие отопительные котлы на жидком топливе просты в эксплуатации и нет необходимости постоянно за ними ухаживать. О чем непременно нужно будет позаботиться, так это о запасе жидкого топлива.

Для бытового отопительного котла оптимальным выбором является дизельное топливо, а для его хранения потребуется обустроить стальную емкость. При использовании пластмассовой тары, нужно, чтобы она была непрозрачной, поскольку на свету топливо теряется свои первоначальные качества. Местом хранения жидкости лучше выбрать вкопанные в землю канистры или бочки. Это необходимо, чтобы жильцов не беспокоил запах, выделяемый топливом даже при герметично закрытых емкостях. Также можно обустроить место хранения подальше от дома.

Особенности котлов на жидком топливе

Для обеспечения бесперебойной работы отопительных агрегатов на жидком топливе, следует продумать каждую деталь, даже самую мелкую, начиная с установки оборудования и заканчивая местом, где будет храниться дизельное топливо.

Главное отличие, которое имеют отопительные котлы на жидком топливе, от газовых моделей теплоагрегатов – это наличие вентиляторной горелки. Она обеспечивает эффективную и безопасную работу отопительной конструкции. Горелка распыляет жидкое топливо и тем самым подготавливает его для поступления в камеру сгорания. В ней горючее смешивается с воздухом и воспламеняется.

Основными элементами и узлами котлов на жидком топливе являются:

  • корпус, имеющий теплоизоляцию;
  • автоматика для управления прибором;
  • горелка;
  • теплообменник.

Без надежной теплоизоляции котел не сможет функционировать с полной отдачей. Внутри корпуса агрегата находится теплообменник, в котором теплоноситель нагревается. В процессе сгорания топлива, нагретые газы поднимаются вверх и обволакивают теплообменник, от стенок которого тепло переходит к теплоносителю. Затем посредством дымохода эти газы выводятся наружу.

Чтобы изготовить теплообменники в отопительные котлы на жидком топливе, используют сталь и чугун для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации приборов.

Преимущества и недостатки

Как и все нагревательные котлы, приборы, функционирующие на жидком топливе, обладают как достоинствами, так и недостатками.

Среди преимуществ следует отметить:

  • возможность использовать данный тип теплоагрегатов для обогрева жилых домов, промышленных предприятий, производственных цехов и т.д.;
  • независимость от централизованной системы отопления и наличия магистрального газопровода;
  • автономное функционирование;
  • хорошо настроенная автоматизированная регулировка, которая позволяет котлу работать в бесперебойном режиме;
  • несложное обслуживание и минимальная потребность в проведении ремонта или замене комплектующих деталей;
  • высокий КПД – около 95%.;
  • при работе котла практически полностью отсутствует шум и запах;
  • безопасность функционирования правильно установленного теплоагрегата;
  • по причине полной автономности имеется возможность при необходимости включить отопление в любое время.

Основные недостатки агрегатов:

  • жидкость для котлов отопления должна храниться в специально обустроенном месте в соответствующей емкости;
  • стоимость подобного отопительного оборудования доступна не для всех, его цена выше, чем твердотопливных аналогичных приборов;
  • для установки жидкотопливных теплоагрегатов необходимо выделить отдельное помещение, где следует установить дымоход. Можно сказать, что потребуется обустроить автономную котельную, а это мероприятие требует дополнительных финансовых и физических затрат;
  • жидкое топливо, хоть и незначительно, но дороже аналогичных носителей тепловой энергии;
  • для обеспечения бесперебойного режима работы котла на протяжении длительного периода времени нужно обеспечить наличие топливного резервуара большого объема. Исходя из этого, обустройству отдельной котельной следует уделить особое внимание.

Если подвести итог, вывод очевиден: преимущества жидкотопливных котлов более существенны, чем недостатки. Таким образом, обеспечить эффективность работы такого теплоагрегата можно при существенных финансовых вложениях.

Горючее для жидкотопливных отопительных котлов

Для такого оборудования как отопительные котлы на жидком топливе можно использовать не только дизельное горючее.

В настоящее время применяют разные виды жидкости для работы подобных теплоагрегатов:

  1. Керосин. Желательно, чтобы при его производстве использовались положения ГОСТа 305.
  2. Отработанные масла: трансмиссионные, моторные и прочие. Разрешается использование смазки ATF на минеральной или синтетической основе. Не допускается присутствие в топливе воды и абразивных частиц.
  3. Смесь отработанных масел и дизельного топлива в разных пропорциях.

Расход топлива

Количество расходуемого топлива является величиной индивидуальной для каждого владельца недвижимости. Можно произвести соответствующие расчеты самостоятельно, поскольку сделать это несложно. Необходимо определить соотношение между площадью отопления и расходом топлива (прочитайте также: “Газовый котел на сжиженном газе: расход топлива на отопление”).

Если отопительный котел на жидком топливе работает на дизельном горючем, то его расход в час будет равен величине мощности горелки, умноженной на коэффициент 0,1 (подробнее: “Дизельный котел отопления: расход топлива теплогенератора”).

Монтаж жидкотопливного котла

Для обустройства отопительной системы с использованием котла на жидком топливе потребуется отдельное помещение по типу мини-котельной. Здесь непременно должен быть дымоход и вытяжка. Обязательным условием является наличие емкости, в которой хранится топливо. Желательно установить бак или бочку большого объема, чтобы постоянно не заниматься ее наполнением.

Читайте также:  Фальцевая кровля: устройство и принципы монтажа

Потребуется подающий насос для перекачки топлива из емкости для хранения жидкости в котел и трубопровод. При наличии опыта подобной работы все монтажные мероприятия, начиная от проекта системы теплоснабжения до ее запуска, можно выполнить самостоятельно. Но все же специалисты рекомендуют доверить установку отопительного оборудования профессионалам, которые с учетом всех нюансов оказывают услуги грамотно и в кратчайшие сроки. Автономная система теплоснабжения требует самого серьезного подхода к своему созданию.

Промышленные жидкотопливные котлы

На производственных предприятиях в качестве топлива используют солярку, мазут и отработанное масло. Обычно последний вариант пользуется популярностью в странах, в которых уделяют повышенное внимание экологической обстановке. Таким образом, решают одновременно задачу утилизации и потребности в приобретении топливной жидкости.

Промышленные жидкотопливные котлы обычно бывают паровыми. В них теплоносителем является горячий пар, который требуется для промышленных нужд. Каждый агрегат обустраивают экономайзером и полностью автоматизированной продувочной системой (для удаления конденсата). Экономайзер способствует увеличению КПД в несколько раз. Для отопления цеха или иных больших по площади производственных помещений дополнительно монтируют бойлерное оборудование.

Возможные проблемы

В процессе проектирования и установки отопительного котла владельцу недвижимости приходится решать множество проблем. Их причины обычно связаны с особенностью планировки домовладения. Поскольку традиционные способы теплоснабжения не всегда приемлемы (перебои с электричеством, отсутствие магистрального газопровода), жидкотопливные теплогенерирующие приборы помогают обеспечить обогрев помещений.
Топливом для них является солярка, масло машинное, керосин. Они доступны потребителям во всех регионах страны.

Современные теплоагрегаты жидкотопливные от газовых котлов практически не отличаются, но зато они удобны в работе и имеют высокий КПД, достигающий 97%. Различие заключается в подаче топлива в отопительную конструкцию. Дело в том, что агрегаты, функционирующие на жидком горючем, снабжают подающей воздух горелкой. Кислород требуется для равномерного горения топлива.

Видео-пример работы отопительного котла на жидком топливе:

Жидкотопливные котлы отопления, что нужно знать перед покупкой

Вступление

Было бы странным, если статью про жидкотопливные котлы я начал с их критики. Она, конечно, будет, но чуть ниже. При выборе типа котла отопления для дома, важно сопоставить плюсы и минусы рассматриваемого типа котла, учесть региональное расположение дома, доступность топлива, дополнительные задачи, которые должен выполнить котел и много других нюансов. Именно этим займемся в этой статье, и подробно разберем все нюансы, касающиеся жидкотопливных котлов отопления.

Определение понятия

В определении этого типа котлов отопления нет никаких умственных изысков. Жидкотопливные котлы это котлы, работающие на жидком топливе типа дизельное топливо оно же, солярка.

Основное назначение котла на жидком топливе, обогрев дома, посредством нагрева теплоносителя контура отопления. В зависимости от марки котла он может выполнять дополнительную функцию, а именно нагревать воду в водопроводной системе, создавая контур ГВС. В общем, никаких сверхзадач, обычные задачи всех котлов отопления.

Жидкотопливные котлы и топливо

Так сложилось, что говоря о бытовых жидкотопливных котлах, априори подразумевается, что эти котлы работают на дизельном топливе (солярке). На самом деле, горелки этих котлов могут работать и на других видах жидкого топлива (о чём должно быть указано в документации):

  • Керосине;
  • Легкой нефти;
  • Различных маслах;
  • Мазуте.

Главное требование к топливу, это отсутствие влаги и отсутствие абразивных примесей. Также стоит отметить, что каждый вид топлива влияет на производительность котла и периодичность его обслуживания.

Еще важно понимать, что топливо, на котором работает котел, должно быть указано в документации к котлу и пока не существует всеядных жидкотопливных котлов.

Сколько нужно топлива котлу

Сколько расходует котел топлива указано в документах (описаниях) к котлу или горелке котла. Чтобы понять порядок цифр я составил сводную таблицу, мощность котла и расход топлива в сутки.

Котлы два контура, на дизтопливе и керосине (фирма Китурами).

  • 15 кВт / 5-7 литр/сутки
  • 19 кВт / 8 л
  • 25 кВт / 7-10 л
  • 35 кВт / 10-15 л
  • 57 кВт / 23 л
  • 82 кВт / 33 л
  • 115 кВт / 46 л

Выводы по расходу (расчет №1)

По приведенным данным расхода топлива можно оценить стоимость отопления за сезон.

  • Берём отопительный сезон 6 месяцев, или 180 суток.
  • Для дома 300 метров требуется котел 30 кВт (1 кВт на 10 метров).
  • Выбираем котел по списку выше на 34,9 кВт, который расходует в среднем 12 литров дизельного топлива в сутки. (10,0-14,5 л).
  • Максимальный расход топлива за 180 дня будет 180×14,5=2610 литров.
  • Мы понимаем, что топить на максимуме весь сезон никто не будет. Считаем, что 90 дней отопительного сезона котел работает на 100%, а 90 дней на 50%.
  • Получаем: 90×14,5+90×14,5/2=1305+652,5=1957,5 литров.
  • Дизельное топливо 1957,5 литров стоит (розница по 38 рублей) 74385 рублей (1240 руб. в месяц).

В статье «Упрощенный расчет системы отопления» я показывал расчет по мощности котла отопления. Ниже будет другой расчет, который покажет другие результаты.

Преимущества жидкотопливных котлов

  • Есть вполне очевидные преимущества жидкотопливных котлов используемых на производствах, связанных с горюче смазочными материалами. Для частных домов преимущества котлов этого типа могут вызвать вопросы:
  • Котлы на жидком топливе имеют высокий КПД от 86 до 98%. Это хороший показатель, и он очень близок к показателям газовых котлов;
  • Несомненный плюс дизельных котлов, в отличие от газовых, не нужно разрешений (согласований) на монтаж котла. Хотя топочную комнату оборудовать всё равно придется;
  • Дизельные котлы выпускаются в максимально автономных комплектациях. Автоматика котлов и автоматическая подача топлива, позволяют минимизировать присутствие человека для обслуживания;
  • Еще один плюс, это возможность достаточно быстро и просто, сменив горелку котла, перейти на работу с природным газом;
  • Хотя и нет всеядных котлов, дизельные котлы могут работать на альтернативных видах жидкого топлива, о чём указано в документации к котлу;
  • Котлы на жидком топливе можно вписать в любую отопительную систему и могут работать с любым теплоносителем (водой и антифризом).

Недостатки котлов на жидком топливе

При выборе котла более важны недостатки котлов на жидком топливе.

  • Прежде всего это затраты на обустройство топочной комнаты, строительство дымохода и установку топливного бака ёмкостью 500-3000 литров. В доме такой бак не поставишь (хотя это делают), а значит нужно место на участке. Установка большого бака тоже дело затратное и требует соблюдение технологий.
  • Топочная комната, нужна, чтобы скрыть шумную работу котлов этого типа. Кроме этого, сжигание дизтоплива сопровождается нефтяными запахами.
  • Большие вопросы в оборудовании бака могут быть у природоохранительных органов. Всё это дополнительные затраты.
  • Современные жидкотопливные котлы стоят дорого, а затраты на топливо превосходят стоимость других видов топлива.
  • Еще один подводный камень, это высокие требования к качеству топлива. Это может быть проблемой регионального (местного) значения.

Какой запас топлива нужен на сезон

Один их важнейших вопросов, который нужно решить, сколько топлива вам понадобиться на сезон. Давайте считать.

Упрощенно считается, что:

  • 1 литр дизтоплива позволяет отапливать площадь до 100 метров течение часа.
  • Расход котла считается, как мощность используемой горелки умноженной на 0,1.
  • И как всегда, 1 кВт котла обогреют 10 кв. метров дома.

Сделаем примерный расчет, от слова пример.

  • Пусть у нас дом 300 метров, как в расчете выше. Для отопления хорошо утепленного дома нам понадобиться котел 30 кВт. КПД котла 93%. Горелка такого котла будет сжигать 32,2 кВт×0,1=3,2 литра топлива в час. Это 77,4 литра в сутки.
  • В отопительном сезоне считаем 180 дней (6 месяцев). Максимальный расход топлива в так называемом непрерывном режиме составит: 13932 литра (14 тонн). Ого!
  • Понимаем, что котел не будет работать весь сезон на полную мощность. Для расчета принимается, что котел будет задействован полсезона на 50%. Поэтому, на сезон для дома в 300 метров нам понадобиться:
  • 90×77,4+90×38,7=6966+3483=10449 литров.
  • По цене: 10449 литров×38 рублей=397062 рублей (66177 рублей в месяц). Нереальная сумма.

Возникает логичный вопрос: Почему, по сравнению с расчетом по паспорту (выше) этот расчет выше дал совсем другие результаты и где правильный расчет?

Отвечаю: Ошибка в 72 литрах в сутки. Не один дизельный котел не будет работать 24 часа в сутки.

Как я сказал, у дизельных котлов очень серьезная автоматика. Котел 2/3суток, будет отключен, а не включен. Поэтому в расчете должно присутствовать не 24 часа работы, а 8 часов. То есть топлива на сезон нужно не 10449 литров, а 3483 литра.

Кроме этого, современные котлы имеют технологические хитрости, которые также позволяют снизить расход топлива, например, многоступенчатые горелки, горелки с турбо циркуляцией.

Еще один момент. Расчет, приведенный в начале статьи, основан на паспортных данных котлов, которые составлялись с учетом качества топлива страны производителя. Также, расход котла указанный в паспорте слегка занижен, так как подразумевает идеальное утепление дома, температуру на улице минус 10-15˚C и дается на уже прогретый дом (режим поддержания тепла).

Поэтому, правильный расчет расхода топлива на отопительный сезон будет где-то посередине между 1957,5 литров по паспорту и 3483 лира по расчету. Помним, что считал я дом в 300 метров.

Как работает жидкотопливный котел

Работа котлов на дизельном топливе схожа с работой газового котла. Ведущую роль выполняет горелка с вентилятором. Она распыляет топливо. В камере сгорания, топливо смешивается с кислородом (воздухом) и загорается. От горения топливной смеси греется теплообменник с теплоносителем.

В двухконтурном котле, присутствует второй контур, по которому движется вода из водопровода, создавая систему горячего водоснабжения.

Говоря о схожести в работе газового и дизельного котлов, стоит вспомнить, что большинство жидкотопливных котлов, достаточно быстро можно переделать под работу на газу (и наоборот). Сменяется только горелка котла и всё.

Например, котел De DietrichGT123 работающий на жидком топливе или газе. При покупке работает, с наддувной жидкотопливной горелкой, которую можно заменить, на газовую горелку для работы на газу. На схеме аналогичный двухконтурный котел Китурами.

Жидкотопливная горелка

Для отопительных агрегатов на жидком топливе используются вентиляторные (наддувные) горелки. Они распыляют жидкое топливо, поступающее в горелку под давлением, с необходимым коэффициентом распыления. Воздух в горелку также нагнетается, что правильно называется принудительный наддув.

Поджог топливной смеси производится электродами. Дальнейшую работу котла обеспечивает встроенная автоматика.

Здесь пора заметить, что в конструкции котлов много электроники и оборудования работающего от электричества (вентиляторы, насосы). Это делает дизельные котлы электрозависимыми и это необходимо учесть при покупке и монтаже. Если в доме частые проблемы с электричеством, то нужно позаботиться о резервном электропитании.

Типы и режимы работы горелок для жидкого топлива

Некоторые производители продают отопительные котлы на жидком топливе без горелок. И вот почему. Выбор горелок для жидкого топлива достаточно большой и много различий по типам и режимам работы.

Типы горелок

Различают следующие типы горелок по топливу:

  • Моно топливные горелки. Они работают только на одном виде жидкого топлива, чаще на солярке. Для перехода на масла, придется менять форсунки горелки.
  • Би топливные горелки. Они работают на нескольких, чаще двух, видах топлива. Встречаются комбинации, дизель-газ, дизель-дрова, дизель-дрова-уголь и т.п.

Типы горелок по режиму работы

На это тоже обращаем внимание:

Горелка одноступенчатая. Довольно примитивная, из-за этого надежная горелка. Регулировка производится простым включением/выключением горелки. Отличаются максимальной отдачей мощности и максимальным расходом топлива.

Горелка многоступенчатая. Настроена такая горелка, на работу по сложным алгоритмам плавного включения/ выключения, через промежуточные значения мощностей. Стоят такие горелки дорого, но отлично экономят солярку. Обычно такие горелки стоят на мощных котлах от 40 кВт.

Теплообменник котла на дизельном топливе

Теплообменник данных типов котлов, не отличаются оригинальностью. Делают их из стали или чугуна. Стальные легче и дешевле, но служат меньше. Чугун, отлично держит тепло и долго служит, но хрупок и дорог. Всё как везде. Читать о теплообменниках.

Ёмкость для хранения топлива

Теперь самое интересное. Для жидкотопливного котла нужна ёмкость для хранения топлива, и это я чуть выше отнес к недостаткам.

Расчеты, показанные выше, говорят, что ёмкость нужна на несколько тонн. Изобретать здесь ничего не нужно и лучше купить готовую ёмкость со всем встроенным оборудованием: поплавком, отводом паров, краном слива, набором для забора топлива, трубопроводом для вывода топлива к горелке и т.п.

Материал для ёмкостей это сталь, полиэтилен, стекловолокно.

Для установки ёмкости потребуется подготовка площадки, котлован, бетонирование и масса специальных работ. Это нужно понимать и скорее всего, придется нанимать специалистов.

Автоматика (управление)

Топливо по своим характеристикам может самостоятельно поступать котел, его не нужно подбрасывать, как дрова. Поэтому в котлах данного типа максимальное внимание уделяется автоматическому управлению, которое минимизирует присутствие человека в работе котла.

На примере, попавших мне, котлов Китурами, посмотрим, что входит в автоматику котла. На корпусе видим, датчики уровня топлива, температур, перегрева. Есть, электронный блок дистанционного управления. Индикаторы котла позволяют следить за температурой теплоносителя в теплообменнике, циркуляционным насосом, горелкой, питанием. Хитрые кнопки «Сон», «Душ», тоже элементы универсальной автоматики. Это плюс.

Читайте также:  Как утеплить дверь: три способа теплоизоляции

Выводы

Если в вашем районе, проблемы с газификацией, и вы не можете получить дополнительные мощности для электрокотла, а отопление в доме нужно и нужна горячая вода, то жидкотопливные котлы это то, что нужно.

Особенности установки жидкотопливного котла: как не наделать ошибок при монтаже

Жидкотопливные котлы – отличное решение для отопления загородного дома. В некоторых случаях оно становится практически единственным. Например, при отсутствии возможности провести газовую магистраль и недостаточной мощности электрической сети. Приборы, работающие на жидком топливе, безопасны и эффективны. Существуют одноконтурные модели, предназначенные только для отопления, и двухконтурные, которые могут дополнительно снабжать здание горячей водой. Всеми преимуществами оборудования можно воспользоваться в полной мере только при условии грамотной его установки.

Общие правила установки котлов

Безопасность и эффективность работы системы зависят от правильного монтажа. При его выполнении следует соблюдать следующие правила:

  • Котел устанавливается на ровное твердое основание, выполненное из негорючих материалов;
  • Основание должно легко выдерживать вес прибора с запасом топлива и теплоносителем. Оптимальный вариант – бетонная стяжка. Лучше всего ее немного приподнять над полом, что позволит в дальнейшем сделать обслуживание и чистку оборудования более легкими;
  • При установке котла недопустимы даже небольшие перекосы. Размещение устройства контролируется с помощью уровня;
  • Помещение, в котором устанавливается устройство, должно быть отапливаемым. Температура в нем не должна опускаться ниже 10°С;
  • В котельной требуется хорошая вентиляция, которая сможет обеспечить стабильный приток свежего воздуха;
  • Если котел устанавливается не в отапливаемом им здании, а в специально построенной бойлерной или гараже, ведущие к нему трубы закрываются теплоизоляцией и прокладываются ниже уровня промерзания почвы;
  • Оборудование устанавливается таким образом, чтобы с каждой стороны оставалось не менее 40 см свободного пространства для беспрепятственного доступа.

Важно отметить, что целесообразно обустроить специальные баки для хранения топлива. В экстренной ситуации у вас всегда будут запасы, которые позволят отапливать дом некоторое время.

Жидкотопливный котел должен быть установлен в отапливаемом помещении. Это может быть отведенная для него комната в доме, специально построенная бойлерная или отгороженный участок в гараже

Особенности монтажа жидкотопливного агрегата

Жидкотопливные котлы относятся к сложным и потенциально опасным системам. Лучше всего чтобы их монтажом занимались специалисты в строгом соответствии с инструкцией, приложенной к прибору. При установке оборудования следует обращать особое внимание на некоторые этапы.

Этап #1 — обустройство трубопроводов

В большинстве устройств выход на отопительную систему оборудован с двух сторон, что существенно облегчает процедуру монтажа. Поэтому один из них используется по назначению, на втором обустраивается так называемая аварийная сборка. Конструкция предназначена для защиты котла от чрезмерно высокого давления. Как только оно становится опасным, срабатывает защитный клапан. Лучше всего вывести от клапана шланг или дренажную трубу и соединить их с канализацией. Нужно помнить, что между аварийной сборкой и котлом не должно быть никаких дополнительных вентилей.

Этап #2 — подбор циркуляционного насоса

Он предназначен для поддержания циркуляции теплоносителя в системе. Устройство может быть установлено как на трубы возврата, так и на подачу. Это зависит от схемы монтажа. В некоторых котлах для подключения насоса предназначены отдельные провода. Их мощности может не хватить для нескольких устройств, тогда они подключаются к розетке независимо от отопительного прибора. Каждый насос должен быть установлен строго в определенном положении, которое указано в паспорте к устройству.

Для подключения жидкотопливного котла необходимо установить и подключить несколько элементов, представленных на схеме

Этап #3 — монтаж сетчатого фильтра для очистки воды

Такое устройство следует обязательно установить по ходу движения жидкости перед насосом. Система очищает воду от достаточно мелких механических частиц, которые всегда присутствуют в жидкости. Со временем они повреждают насос и забивают трубы внутри котла или в системе отопления, что приводит к выходу системы из строя и последующему дорогостоящему ремонту. Гораздо дешевле установить фильтр. Обслуживание его сводится к регулярной очистке устройства раз в несколько месяцев.

Этап #4 — установка трубы дымохода

От того, насколько правильно проведен монтаж конструкции, зависит эффективность работы котла. При ошибках в установке он будет часто забиваться копотью и сажей, работать с перебоями.

Самыми распространенными ошибками при монтаже дымохода считаются:

  • Использование неразборных соединений. Для нормального функционирования системы ее необходимо чистить как минимум один-два раза в год, что крайне сложно или даже невозможно осуществить для цельной неразборной конструкции.
  • Зауженный диаметр дымохода. В этом случае, чем длиннее труба, тем быстрее она будет забиваться сажей. Потребуется слишком частая очистка конструкции.
  • Отсутствие контруклона, который создается для предотвращения попадания в котел конденсата.
  • Использование гибкой металлической гофры для отведения газов. Такая система ненадежна. При ее прогорании отработанные газы начинают поступать в помещение, что недопустимо.

Для жидкотопливных котлов могут быть оборудованы коаксиальные или же традиционные дымоходные трубы. В любом случае конструкция изготавливается и устанавливается с соблюдением всех стандартов.

Специалисты рекомендуют оборудовать емкости для топлива специальными кранами, расположенными в нижней части бака. Так можно будет без проблем сливать конденсат

Этап #5 — монтаж емкостей для топлива

Баки могут быть установлены в котельной или же в любом другом месте. Первый вариант предпочтительнее, поскольку топливо даже в самые сильные холода не замерзает и не парафинится. В этом случае не нужно забывать о пожарной безопасности.

Емкости без повысительного топливного насоса должны находиться минимум на 30 см выше нижнего уровня котла. Если основной бак находится на улице или вкопан в землю, в котельной обязательно устанавливается промежуточная емкость, в которой топливо будет отогреваться и смогут осаждаться ненужные примеси.

Этап #6 — заполнение водой отопительной системы

Процедура выполняется при полностью открытой запорной арматуре. Давление при этом должно составлять порядка 1,5-2,5 бар. После того, как система заполнится, подключение между водопроводом и котлом отключается, иначе вода из системы отопления загрязнит водопроводную. Чтобы не повредить оборудование, не рекомендуется добавлять в теплоноситель различные ингибиторы. Впоследствии уровень воды в системе постоянно контролируется. Способ подпитки системы водой объяснит специалист, устанавливающий отопительный прибор.

Приборы, работающие на жидком топливе, должны быть расположены на твердом негорючем основании, которое может выдержать вес прибора и теплоносителя

Как правильно работать с котлом, чтобы сэкономить?

Система отопления будет работать в максимально эффективном и экономичном режиме, если соблюдать следующие правила:

  • Обеспечение потребления только необходимого количества электрической энергии. К примеру, при наличии многоступенчатых насосов перевести их на более низкую ступень.
  • Регулярное обслуживание системы. Неправильно отрегулированный котел или загрязненная горелка существенно снижают общий КПД системы.
  • Возможность регулирования температурного режима помещения, что позволит при необходимости уменьшать мощность котла и, соответственно, экономить ресурсы.
  • Обеспечение достаточной циркуляции воздуха. Неблагоприятное размещение мебели или длинные занавеси, затрудняющие движение воздуха вблизи от радиаторов, поглощают порядка 20% излучаемого тепла.
  • Рациональное проветривание. Оно должно быть кратковременным. Иначе охлаждаются стены и предметы обстановки, что приводит к длительному восстановлению микроклимата в помещении.
  • Удаление воздуха из радиаторов.

Работающие на жидком топливе котлы – эффективное, но достаточно сложное и потенциально опасное оборудование. Устанавливать такие системы должны только прошедшие специальную подготовку люди. Самодеятельность здесь недопустима. Она может обернуться большими неприятностями и угрозой безопасности проживающим в доме. Кроме того специалисты, установившие котел, могут так же и впоследствии обслуживать систему, полностью отвечая за ее надежность и безопасность.

Жидкотопливные котлы: преимущества и недостатки

Зимний сезон уже принес в редакцию www.7dach.ru немало вопросов и рассказов про способы индивидуального отопления дома. В основном они касались газовых, электрических и твердотопливных котлов, а иногда и самых авангардных отопительных установок – тепловых насосов. Но пока не поступило ни одного письма о жидкотопливных котлах. Восполнить этот пробел и призвана наша статья, тем более что этот тип котлов дает высокую степень энергонезависимости в условиях зимнего проживания на даче.


Жидкотопливные котлы: преимущества и недостатки

Действительно, жидкотопливный котел нечасто становится главным теплогенератором в дачных домах. Отпугивает потребителя и внушительная стоимость, и нежелание возиться с дизельным топливом, особенно в морозы. Да и специфический «нефтяной» запах жидкого топлива и продуктов его сгорания может нарушать «ароматную» идиллию жизни на природе.

На отечественных строительных рынках можно найти около двух десятков известных мировых производителей подобной техники. Например, De Dietrich (Франция), Kiturami (Южная Корея), Protherm (Словакия), Roca (Испания), Buderus, Vaillant, Viessmann, Wolf (Германия), Baxi, Biasi (Италия). Автору этих строк посчастливилось побывать в служебной командировке на последнем из упомянутых предприятий, и я готов засвидетельствовать высочайший его технический уровень, тотально замешанный на компьютерной технике в разнообразных ее применениях.

Плюсы и минусы дизельных котлов

Итак, глядя правде в глаза, давайте назовем и оценим все плюсы и минусы жидкотопливных котлов.


Жидкотопливный котел Buderus Logano. Фото: russia-building.ru

Преимущества котлов на жидком топливе

Начнем с преимуществ. К ним относятся:

  • Достойный уровень эффективности. Коэффициент полезного действия разных моделей плавно колеблется в диапазоне 75-85%. А при использовании жидкотопливных конденсационных котловКПД достигает 98% (при максимальной теплоте сгорания – теплотворной способности Hs). Согласитесь, на такой показатель можно положиться.
  • Длительный срок эксплуатации (до 20-30 лет) тоже вызывает уважение.
  • Сепаратность дизельного отопления, не требующего близости тепло- или газовой магистрали. А также безразличие к выделяемым лимитам электроэнергии, сколь малы и оскорбительны для дачника они бы ни были.
  • Высокая степень автоматизации всего котла, включая автоматическую подачу топлива.
  • Установка дизельного котла не требует согласования и разрешения вышестоящих надзорных организаций. Тут уместно вспомнить, что официальная установка «дешевого» газового котла «тянет» на сотни тысяч рублей, что имеет смысл учитывать при покупке газового оборудования.
  • Универсальность применения. Один и тот же котел способен использовать несколько видов топлива. Более того, заменив тип горелки, можно начать работать на газе. Да-да, перейти с дизельного топлива на газ! Это серьезнейшее преимущество конструкций, позволяющих приобретать жидкотопливный котел с перспективой проводки к дачному участку магистрали централизованного газоснабжения.


Низкотемпературные водогрейные котлы Vitoplex для жидкого и газообразного топлива. Фото: Viessmann

Недостатки дизельных котлов

  • Солидная цена на котловое оборудование и топливные емкости;
  • Высокая стоимость дизельного топлива, уступающая разве что централизованному электроснабжению. Стоимость альтернативных топливосодержащих «отработок» заметно дешевле;
  • При работе горелки возникает шум, снижающий прелесть пребывания в тиши загородной природы
  • Потребность в специальном котельном помещении, курирующем шумовые и ароматические недостатки дизельного котла.

Дополнительно надо зарезервировать на участке место, где будет размещаться цистерна для топлива. Ее емкость должна обеспечить гарантированную работу котла в течение нескольких месяцев. А это значит, что вам потребуется несколько тонн топлива.

Топливная емкость. Фото с сайта kromstroy.ru

Так, например, стандартная полиэтиленовая емкость, рассчитанная на 5000 л, весит 140 кг. Ее длина и ширина составляют соответственно 2,4 м и 1,8 м при высоте чуть меньше 2 м. И ведь ее придется зарывать в землю достаточно глубоко, ниже глубины промерзания. Кроме того, имеет смысл ее утеплить и, желательно, соорудить систему подогрева, так как дизельное топливо обладает неприятным качеством — густеть на морозе. Об этом хорошо осведомлены обладатели дизельных автомобилей. Крышка емкости укомплектована дыхательным клапаном. Стоимость такой дизельной «дровницы» приближается к 50 000 руб.

Топливо: возможности выбора

Говоря о жидкотопливных котлах, мы подразумеваем применение солярки. И теплотехнический расчет этих агрегатов производится из расчета именно ее теплотворной способности. Однако «всеядность» таких теплогенераторов весьма широка. Они могут работать на:

  • керосине,
  • лёгкой нефти,
  • отработанных моторных и трансмиссионных маслах,
  • мазуте.

Разумеется, все эти виды топлива обладают различным химическим составом, вязкостью и теплотворностью, что приводит к разной производительности котлового оборудования. Обидно, но это также может привести и к его внеплановым чисткам. Главное, чтобы приобретенное топливо было лишено нештатных примесей и влаги. Необходимо оговориться, что разработаны специальные системы топливной подготовки, без применения которых котел работает заметно хуже на альтернативных типах топлива.

Кроме того, обычный «дизель» можно приобрести подешевле в соседней войсковой части, строительной автомехколоне или автобусном парке (упомянув эти прискорбные, но имеющие место в нашем обществе явления, автор подчеркивает, что он принципиальный сторонник борьбы с коррупцией, чего и читателям желает).

Так сколько запасать топлива?

Для ответа на это вопрос хочется задать еще один: а хорошо ли и по современным ли технологиям у вас утеплена дача? Если ответ утвердительный, то для полноценного отопления 1 кв. м требуется 0,05 кВт установленной мощности. (Просвещенный в технике читатель может тут же упрекнуть автора статьи в ошибке, сославшись на то, что этот показатель везде пропагандируется в размере 0,1 кВт на 1 кв. м. Однако реальные измерения расхода тепла хорошо утепленных домов приводят к величине 0,05 кВт. А величина 0,1 кВт на 1 кв. м скорее отражает беспечное разбазаривание тепла в кое-как утепленном коттедже, а также прямой финансовый интерес производителей отопительной техники).

Для легкости счета предположим, что зимняя отапливаемая площадь вашего коттеджа не превышает 100 кв. метров. То есть для отопления в суровую зиму нам нужно 5 кВт х час. Воспользуемся самыми приближенными вычислениями.

  1. Известно, что в среднестатистическом варианте для генерирования расхода в 10 кВт х час потребуется расходовать 1 кг дизельного топлива в час. То есть для отопления нужно 0,5 кг дизельного топлива в час. То есть около 12-15 кг в сутки.
  2. В зависимости от географической зоны установки котел работает разное число суток. Скажем, 100 дней он работает с полной нагрузкой, а еще 60 дней – с 50% нагрузкой.
  3. Тогда имеем: 15 кг х 100 суток + 7,5 кг х 60 суток – получаем около 2 тонн топлива.
Читайте также:  Как сделать калитку: технология изготовления и монтажа


Цистерна для топлива. Фото: BenEarwicker

Еще раз повторюсь: речь идет о хорошо утепленном доме. В российской реальности для отопления потребуется около 2500–3000 кг. Но много ли в наших дачных товариществах коттеджей с отапливаемой площадью в 100 квадратнх метров?

Итак, емкость топливной цистерны примерно ясна, если вы собираетесь ее заполнять один раз в год. Попутно, зная сегодняшнюю цену дизельного топлива в вашем регионе, вы узнаете цену годового бюджета на отопление. (В конце 2016 года в моем регионе рядом с дачей литр дизельного топлива стоил около 36 рублей. Хотя в интернете в тот же день предлагали дизельное топливо с доставкой за 28 руб. 78 коп. Ощутимая разница!).

Учтите, что на автозаправках цена топлива устанавливается за один литр. Поэтому, чтобы перейти от килограммов к литрам, вам нужно умножить их на коэффициент 1,16. Те же выше упомянутые 3000 кг топлива займут емкость почти в 3500 литров.

Как устроен котел?

Котел состоит из заключенных в едином корпусе обязательных компонентов (узлов). Это:

  • камера сгорания;
  • горелка на жидком топливе (универсальная или дизельная);
  • теплообменник;
  • система управления.

Некоторые авторы добавляют к этому перечню топливно-очистной фильтр и дымоход, хотя они напрямую не являются элементами теплогенератора.

Вода для отопления дачи поступает в теплообменник, где нагревается в его коллекторах под воздействием температуры пламени топливной горелки. Раскаленные стенки теплообменника передают свою тепловую энергию теплоносителю (в самом общем случае – воде).


Устройство жидкотопливного конденсационного котла. Фото: Viessmann

Теплообменники

Теплообменники бывают чугунные или стальные. Чугунные, разумеется, принципиально не ржавеют и вполне сносно трудятся при низких температурах. Однако они небезразличны к крутым скачкам температуры, а также хрупки, и нужно быть крайне аккуратными при их транспортировке и установке.

Чугунные теплообменники весьма тяжелы. И если их смонтировать уже на заводе-производителе в корпусе котла, то его будет проблематично внести в обычную дачную котельную, так как он неподъемен. Поэтому большинство таких конструкций перевозят отдельно и монтируют непосредственно на месте установки котла. Например, котел Vitorond 200 от Viessmann, состоящий из чугунных сегментов, легко пройдет в любую дверь. Его сегменты можно по отдельности доставить в котельную и без проблем собрать на месте с помощью прессового штампа. Этот котел даже специально рекомендован для модернизации старых домов.


Низкотемпературный чугунный котел Vitorond 200. Фото: Viessmann

Стальные теплообменники подвержены низкотемпературной коррозии, возникающей при выпадении конденсата продуктов сгорания. Зато они заметно легче чугунных и монтируются в корпусе котла уже в цехах завода-изготовителя. Согласитесь, полностью готовый к эксплуатации агрегат приобретать как-то спокойнее.

«Сердцем» теплоагрегата является жидкотопливная горелка.

Жидкотопливная горелка De Dietrich. Фото с сайта termos-spb.ru

Она вентиляторная, для обеспечения требуемого уровня распыления солярки в камере сгорания. Топливная смесь воспламеняется встроенными электродами.

Сами горелки могут быть:

  • монотопливными (могут сжигать только жидкое топливо),
  • универсальными, способными работать на разнообразных нефтепродуктах.

Тема горелок может быть представлена отдельной статьей, но рамки традиционного по размерам дачного дома не требуют этих сугубо профессиональных знаний.

Система управления

Жидкостной характер дизельного топлива позволяет глубоко автоматизировать работу отопительного котла. Головной контроллер следит за работой всех параметров котла, особенно за характеристиками работы горелки. Также он держит «руку на пульсе» количества воздуха, подогреве топлива, температуре воздуха внутри и вне дачи, температуре подаваемого топлива. Такая тотальная подконтрольность работы обеспечивается благодаря встроенным термостатам и выносным температурным датчикам.

Контроллер Vitotronic. Фото с сайта viessmannstore.ru

Датчики безопасной работы теплогенератора следят за возможным избыточным давлением, состоянием факела или наличием теплоносителя в системе отопления. В лучших версиях котлов их автоматике по плечу мониторинг самодиагностики всей системы с выводом текущей информации на экран хозяйского смартфона.

Перспективы жидкотопливных котлов

Завершить повествование о жидкотопливных котлах хочется краткой информацией о самом перспективном в последнее десятилетие направлении в их развитии создании так называемых конденсационных котлов. Это значительно усовершенствованная конструкция, позволяющая резко увеличить коэффициент полезного действия теплоагрегата и приблизить его к 97%. А что еще нужно от котла, если не повышение КПД?

В качестве достойного примера возьмем чугунный низкотемпературный котел Viessmann Vitorondens 200-Т. Агрегат надежен, экономичен и прост в установке.


Напольный жидкотопливный конденсационный котел Vitorondens 200-T. Фото: viessmann.ru

Он генерирует тепловую мощность в диапазоне от от 20,2 до 53,7 кВт. Котел оснащен самоочищающимся теплообменником из специальной стали и простым в использовании контроллером с индикацией текста и графики.

В сухом остатке

Кому из дачников стоит обратить внимание на этот вид отопительной техники? Если:

  • вам в ближайшем будущем «не светит» централизованное газоснабжение,
  • в округе отсутствуют надежные поставщики твердого топлива,
  • а электричество по–прежнему дорого и ограничено в лимитах,

тогда дизельный котел точно для вас.

Кроме того, в случае неожиданной газификации вашего садоводческого товарищества он тоже может быть использован (после замены горелки) на 100%.

Котел на дизельном или ином жидком топливе станет долговременным источником тепла на вашей даче.

Отопительные котлы на жидком топливе: устройство и особенности

Отопительные котлы на жидком топливе в наше время занимают достойную нишу на рынке оборудования для отопительных систем. Связано это с тем, что они являются неплохой альтернативой газовым котлам в местности, где отсутствует газификация, к тому же при необходимости их можно переоборудовать для работы на газу. В данной статье мы ознакомимся с устройством этих котлов и основными их особенностями.

Устройство котлов

Основные элементы и принцип работы

Котлы отопления на жидком топливе работают по тому же принципу, что и газовое оборудование, различия заключается лишь в горелке, которую еще называют форсункой.

В результате они состоят из следующих конструктивных элементов:

  • Камеры сгорания;
  • Горелки (универсальной или на дизельном топливе);
  • Теплообменника;
  • Фильтра топлива;
  • Корпуса;
  • Дымохода;
  • Электроники, которая отвечает за работу аппарата.

Процесс работы устройства выглядит следующим образом:

  • В горелку поступает топливо при помощи насоса и смешивается с воздухом;
  • Затем смесь поступает в камеру сгорания, где происходит ее воспламенение;
  • Факел нагревает стенки камеры сгорания, которые являются теплообменником;
  • Разогретый теплообменник в свою очередь нагревает теплоноситель.

Схема устройства котла

Для повышения эффективности и производительности аппарата, внутри используется множество дымоходных трубок и теплообменных пластин. Поэтому жидкотопливные котлы обладают достаточно высоким КПД.

Кроме того следует отметить, что солярка в процессе сгорания выделяет больше тепла, чем, к примеру, газ или твердое топливо. Поэтому данное оборудование может работать в системах отопления, устанавливаемых не только в жилых домах, но и производственных объектах.

Причем современные котлы позволяют осуществлять обогрев с минимальным участием человека, так как все процессы автоматизированы. В частности, устройство само засасывает дизтопливо из емкости в необходимом количестве.

Обратите внимание!
Согласно существующим нормам, объем емкости для топлива не должен превышать 50 литров. Если бак больше, он должен располагаться в отдельном помещении.

Как правило, помимо дизтоплива, в качестве энергоносителя может применяться такая горючая жидкость для котлов отопления как:

Благодаря этому, у владельца оборудования имеется возможность использовать наиболее доступное жидкое горючее.

На фото – дизельная горелка для котлов

Устройство форсунок

Самым важным элементом данного оборудования является жидкотопливная горелка. Ее задача заключается в смешивании воздуха с горючей жидкостью в необходимых пропорциях, а также подведении горючей смеси в камеру сгорания.

Обратите внимание!
Многие модели жидкотопливных котлов являются универсальными и способны работать не только на жидком горючем, но и на газу даже без замены форсунки.
Это особенно удобно для людей, которые в обозримом будущем планируют провести газ.

Схема работы горелки

Ж/т форсунки по режиму работы классифицируются на следующие типы:

ОдноступенчатыеРаботают с постоянной мощностью, изменить которую можно только после прерывания работы аппарата.
ДвухступенчатыеИмеют два режима, которые можно изменять во время работы котла.
МодулируемыеСпособны выходить на полную рабочую мощность постепенно.

Устройство горелки на жидком топливе

Основными конструкционными элементами форсунок являются:

  • Вентилятор, который обеспечивает принудительную подачу воздуха.
  • Система подогрева топлива. В некоторых случаях является крайне важной деталью, так как жидкость для отопления котлов при понижении температуры может загустевать.
  • Топливный насос для подачи жидкости из емкости в топливопровод под определенным давлением.
  • Сервоприводы, которые позволяют регулировать подачу топлива и положение воздушной заслонки.
  • Регулировочный термостат – обеспечивает пуск горелки, а также температурные параметры горения.
  • Форсунка – распыляет топливо, а также обеспечивает необходимые условия для воспламенения смеси.
  • Поплавок с микровыключателем – определяет уровень топлива в емкости и при необходимости отключает устройство.
  • Регулятор подачи вторичного воздуха, поддерживающего сформированный факел горения.
  • Блок управления горелкой – позволяет регулировать параметры устройства в процессе работы.

Следует отметить, что помимо перечисленных элементов, конструкция жидкотопливных форсунок всегда предусматривает наличие гибких шлангов, по которым осуществляется подача топлива. Кроме того, имеется набор различных датчиков, которые контролируют основные параметры работы устройства, такие как давление топлива, наличие факела и пр.

Обратите внимание!
Прежде чем проверить работоспособность котла после монтажа, необходимо залить жидкость в систему отопления, обеспечив необходимое давление.

Котел Лотос с электронным управлением

Особенности жидкотопливных котлов

Достоинства

Отопление на жидком топливе, как и любое другое, обладает определенными достоинствами и недостатками.

Среди положительных моментов можно выделить следующее:

  • Для использования аппарата не надо получать разрешение, так как это оборудование относится к бытовой технике.
  • Возможность установки своими руками, так как нет необходимости проводить газопровод.
  • Оборудование обладает высоким КПД, которое достигает 95 процентов.
  • Незначительный уровень загрязнения атмосферы – все сгораемые продукты отвечают экологическим нормам.
  • Простая инструкция по эксплуатации, так как практически все современные приборы оснащены автоматикой. По этой же причине, котлы могут длительное время работать без вмешательства человека.
  • Как уже было сказано выше, возможность переоборудования для работы на газу.

Как мы видим, оборудование обладает многими достоинствами и является достаточно универсальным.

Котел на жидком топливе с баком

Недостатки

Среди недостатков рассматриваемых котлов можно выделить следующие моменты:

  • Большой расход топлива. Поэтому данный вид отопления является довольно затратным.
  • Котел совместно с емкостью для топлива занимает довольно много места.
  • Необходимость следить за работой системы и время от времени доливать топливо в бак.
  • Помещение необходимо оборудовать вытяжкой для отвода продуктов горения.
  • При работе, оборудование издает довольно сильный шум.
  • Для оборудования требуется электропитание, так как работу устройства контролирует электроника. Поэтому для работы в автономном режиме, необходимо использовать независимый источник электроснабжения.
  • Для топлива необходимо использовать специальную емкость, в противном случае внутри помещения будет распространяться неприятный запах горючего.

Обратите внимание!
Котлы на жидком топливе, в отличие от других аналогов, требуют правильного обслуживания.
В частности, нельзя допускать скопления сажи на стенках аппарата, так как это затруднит рабочий процесс устройства.

В результате этих недостатков, следует прикинуть все «за» и «против», а также ознакомиться с особенностями электрических и твердотопливных котлов. К примеру, если необходим аппарат для дачи, где поблизости имеется лес, целесообразней приобрести твердотопливный котел. В таком случае отопление может быть вообще бесплатным.

Жидкотопливный двухконтурный котел АСV

Особенности выбора

Выбирая котел отопления на жидком топливе, помимо общих параметров устройства, таких как мощность, функциональность и пр., следует обращать внимание на характеристики горелки.

В частности, нужно уделить внимание следующим моментам:

  • Разнообразие выбора топлива, на котором может работать устройство.
  • Уровень выброса токсичных веществ в атмосферу.
  • Уровень шума и вибраций во время работы.
  • Показатель КПД (в идеале должен составлять 90-95 градусов).
  • Стабильность процесса горения за счет эффективной регулировки подачи воздуха.

Для частных домов лучше выбирать двухконтурные котлы, которые подогревают воду не только для отопления, но и горячего водоснабжения.

Котел на жидком топливе Protherm

Конечно, следует обращать внимание и на производителя устройства. Желательно остановить свой выбор на известных брендах, несмотря на то, что цена на их продукцию несколько выше, чем на аппараты от малоизвестных производителей.

Наибольшей популярностью пользуются котлы следующих фирм:

  • ACV (Бельгия);
  • Лотос (Россия);
  • Protherm (Словакия);
  • De Dietrich (Франция);
  • Buderus (Германия);
  • Kiturami STSO (Южная Корея).

Следует отметить, что котел и горелку к нему можно приобрести по отдельности. Это позволяет собрать отопительный котел на жидком топливе в соответствии с индивидуальными требованиями. Правда, затраты на отопительное оборудование в этом случае немного возрастут.

Дизельный котел Kiturami STSO

Обратите внимание!
Если в котле установлена универсальная горелка, смена топлива является ответственной процедурой.
Прежде чем ее выполнить, необходимо очистить устройство от сажи и продуктов горения.

Вот, пожалуй, все основные особенности данных отопительных приборов, которые необходимо учитывать при выборе оборудования.

Вывод

Несмотря на ряд достоинств, которыми обладают котлы на жидком топливе, они применяются реже других аналогов, что связано с дороговизной их эксплуатации. Поэтому применять их имеет смысл в том случае, когда нет возможности использовать в качестве топлива газ, уголь или дрова.

Из видео в данной статье можно подчерпнуть некоторую дополнительную информацию по этой теме.

Добавить комментарий